rudakov (pnsr) wrote,
rudakov
pnsr

Фотографические лагеря

Вот парадокс. Каждый день десятки тысяч туристов достают свои мыльницы и делают снимки Эйфелевой башни.

Несмотря на то, что Эйфелева башня уже снята сто тысяч раз с самых лучших ракурсов, в лучших погодных условиях и профессиональными фотографами. Все эти отличные фотографии продаются там же, рядом с башней.

Но люди продолжают снимать, вероятно, по следующим причинам.

техническая причина: не бывает двух одинаковых фотографий, потому что действительность динамична и даже при внешнней одинаковости она постоянно изменяется на молекулярном уровне;

субъективная причина: человеку важно личное переживание.

В момент съемки главным обстоятельством действительности является наблюдение. А в момент покупки открыти - покупка открытки. Поэтому открытка, несмотря на свое отличное качество, проигрывает соревнование на лучший якорь для памяти.

Теперь обратимся к профессиональным фотографам.

Многим знакома ситуация, когда в гостях вам начинают показывать семейный альбом и вы, скрывая зевоту, вынуждены досматривать его до конца, чтобы не обидеть хозяев. 

Примерно тем же самым занимаются профессиональные фотографы: они торгуют своими воспоминаниями!

Но их все-таки покупают. И с этого момента фотографы делятся, на мой взгляд, на два условно противоложных лагеря.

В первый лагерь входят те, кто продает якоря, похожие на чужие якоря. Иными словами продаются лучшая фиксация момента, который случался с каждым. Это может быть известная эмоция, знакомая ситуация. От простого до сложного - но то, что знакомо и ассоциируется зрителем с собственными обстоятельствами.

Первый лагерь более многочисленен и более успешен в коммерческом плане.

Во второй лагерь входят творцы, которые добиваются универсальности и продаваемости творения противоположным способом - с помощью дизассоциации с любыми жизненными обстоятельствами. Т.е. с помощью фотографии без содержания и смысла, имеющего аналоги в жизни зрителя. С помощью фотографии, которую я называю "объективной" (а Сан Саныч Слюсарев - "аналитической"). Плоской, узорной, безпространственной и т.д. - называйте как хотите, речь идет о фотографии, которая выталкивает зрителя из иллюзии воображаемого пространства.

Второй лагерь весьма мал, потому что требует искушенного зрителя, способного наслаждаться указанным эффектом.

Трудно определить место, где заканчивается первый лагерь и начинается второй. 

Удивительно, но оба подхода могут сосуществовать одновременно в одной фотографии, не мешая друг другу.
Tags: фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments